Раздел 4. ЦИФРОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ТВ СИГНАЛОВ

4.1. СТУДИЙНЫЙ СТАНДАРТ ЦИФРОВОГО ТВ ВЕЩАНИЯ

 

На основании описанной в Разделе 2 методологии создания рекомендаций для международной стандартизации цифрового ТВ вещания ИК 11 начала важные исследования, направленные на разработку первой, стартовой рекомендации в данной области по кодированию сигналов для цифровых ТВ студий. Важно отметить, что эта задача была поставлена еще на собрании ИК 11, когда были начаты изучения цифрового ТВ вещания, в проекте Вопроса «Стандарты для цифровых телевизионных систем» (Док. 11/202, 15 июля 1972 г.).  Цифровые сигналы в сфере производства ТВ программ для их передачи в компрессированном виде по стандартным каналам должны были быть унифицированными. Эта деятельность вызывала повышенное мировое внимание, т. к. было ясно, что хаос многостандартности в ТВ вещании, подобный сложившемуся к этому времени вследствие внедрения несовместимых аналоговых систем цветного телевидения, не мог быть допущен при стандартизации цифрового ТВ вещания.

Комплексный подход проявился в том, что параллельно с разработкой основной рекомендации по кодированию для цифровых ТВ студий были развернуты изучения смежных проблем, способствующих эффективному решению поставленной задачи, в том числе ТВ систем, использующих цифровую модуляцию (Вопрос изучения 25-2/11), цифрового кодирования сигналов цветного телевидения (ИП 25П/11), субъективной оценки качества ТВ изображений (ИП 3А/11), методов измерений и контроля (ИП 25М/11), сокращения потока видеоданных  (Отчет 1089) и др.

Учитывая необходимость международного обмена программами, перед ИК 11 была поставлена задача разработать рекомендацию, общую для систем NTSC, PAL и SECAM, чтобы использовать во всем мире единый стандарт для производства ТВ программ.

Разнообразие ТВ стандартов, используемых в разных странах, в первую очередь связано с двумя структурами изображения: двух различных чисел строк и двух различных частот кадров и полей, комбинации 525 строк и 60 полей/с (525/60) и 625 строк и 50 полей/с (625/50). Первый стандарт разработан и внедрен в 1946 году в США. Второй разработан в СССР в 1944г., первое ТВ изображение получено в 1946 г., первый выход в эфир – 3 сентября 1948г., регулярное ТВ вещание на новом комплексе Московского телецентра 16 июня 1949г. (Приложения 3.15 и 3.16).

Начались масштабные исследования, и поле для их гармонизации и нахождения необходимого международного компромисса сохранялось за ИК 11 МККР. При этом было решено, что единый мировой стандарт для производства цифровых ТВ программ должен основываться на компонентном кодировании сигналов [4.19]. Проблема различных систем цветного ТВ вещания была решена путем перехода к цифровой обработке сигналов до их преобразования в сигналы систем NTSC, PAL, SECAM, а также осуществлением такого преобразования в более поздних технологических операциях и при передаче сигнала программы.

В первых экспериментах по применению цифровой технологии в ТВ вещании использовался полный аналоговый ТВ сигнал и формировалась его цифровая версия. Это было так называемое композитное кодирование, поскольку оцифровываемый сигнал являлся комбинацией яркостной и цветоразностных составляющих. Оказалось, что в этом случае частота дискретизации имела различные оптимальные значения для сигналов PAL и NTSC. Кроме того, возникали серьезные проблемы с микшированием сигналов SECAM. Все это могло привести к появлению отличающихся цифровых систем производства программ, используемых в разных странах.

Наиболее трудным вопросом был выбор частоты дискретизации, общей для систем NTSC, PAL, SECAM.

Бывший председатель Рабочей группы 11А, руководитель департамента новых разработок Европейского вещательного союза (EBU) D. Wood вспоминает: «Положительный сдвиг произошел в 1979 году на международном ТВ симпозиуме в Монтре в Швейцарии во время дискуссии между представителями вещания и промышленности, в итоге которой было предложено в качестве первого шага направить усилия на разработку единой цифровой системы для кодирования сигналов как PAL, так и SECAM. Возникла идея применения другого вида цифрового кодирования для сигналов стандарта PAL или SECAM — компонентного кодирования. В этом случае для формирования сигналов Y, U и V можно было бы использовать «красный», «зеленый» и «синий» сигналы на выходе камеры и раздельное кодирование каждой из компонент Y, U и V. Вскоре в Европе для сигналов PAL и  SECAM предложили использовать частоту дискретизации 12 МГц для сигналов яркости и 4 МГц для двух цветоразностных сигналов» [D. Wood (EBU). The beginning of broadcasting’s digital age. The story of ITU-R Rec. 601, Geneva, 1999].

В этой области работало много крупных специалистов, и среди них — J. Flaherty, R. Green, S. Baron (США), K. Davies (Канада), Y. Guinet, H. Schachlbauer и D. Wood (Европа), T. Saito (Япония), в СССР — И. Цуккерман, результаты исследований которого изложены в [4.1], Н. Г. Харатишвили, внесший весомый вклад в теорию и практику цифрового кодирования [4.2], В. Хлебородов (СССР), предложивший, например, значение 5,75 МГц для высшей частоты сигнала яркости в системе 625 / 50 [4.3], Е.З. Сорока, и др. Особо следует упомянуть H. Jones (Великобритания), одного из ведущих европейских ТВ специалистов, принимавшего активное участие в обсуждении вопросов выбора частоты дискретизации видеосигнала.

В США и Канаде предложили наивысшие частоты дискретизации 14,3 МГц для сигнала Y и 7,15 МГц для сигналов U и V. Эти значения оказались вдвойне привлекательными. Они хорошо подходили для компонентного кодирования, и с их помощью можно было реализовать любое композитное кодирование. Частота 14,3 МГц вчетверо превышала частоту цветовой поднесущей, используемой при формировании сигнала NTSC. Поскольку получилось удобное математическое соотношение с частотой цветовой поднесущей сигнала NTSC, то возник вопрос, согласятся ли с таким решением сторонники других ТВ систем.

В то время сторонники PAL и SECAM твердо придерживались своего выбора частот 12 и 4 МГц. Однако стало ясно, что только при компромиссе обеих сторон можно было бы достичь единого решения. Сторонники PAL и SECAM постепенно приближались к нему и предложили частоты 13 МГц для сигнала Y и 6 МГц для сигналов U и V. Они были близки к значениям, предложенным сторонниками NTSC, но этого оказалось недостаточно для поддержки со стороны США, Канады и Японии.

Хотя ИК 11 МККР находилась в центре мировой дискуссии по стандарту для производства цифровых ТВ программ, подготовительная работа была начата и в других специализированных организациях, например, в Целевой группе EBU / SMPTE во главе с P. Rainger (Великобритания), в которую также вошли D. Fibush (США), T. Eguchi (Япония), K. Davies (Канада) и P. Zaccarian (Италия).

При выборе частоты дискретизации необходимо было учесть следующие основные требования:

— качество изображения должно быть достаточно высоким (прозрачность относительно качества изображения в его источнике);

— цифровой сигнал должен быть приспособлен к различным операциям ТВ постпроизводства (предельное качество при постобработке);

— аппаратура должна соответствовать стандартам как 525/60, так и 625/50.

Требование прозрачности качества можно было бы выполнить с использованием частоты дискретизации 12 МГц. Однако, для выполнения второго требования — предельного качества при постобработке — необходима более высокая частота, например, 13 МГц и выше. Для хорошей постобработки требовалось соотношение частот дискретизации сигналов яркости и цветоразностных сигналов 2:1. Это было принципиально необходимо для обеспечения возможности правильного переключения цветов при электронной рирпроекции.

При раздельном кодировании сигнала яркости и двух сигналов цветности учитывалось, что для получения ТВ изображений высокого качества частота дискретизации должна немного превышать удвоенное значение высшей частоты сигнала яркости, а ее номинальное значение следует выбирать с учетом необходимости получения ортогональной структуры отсчетов на ТВ изображении. Последнее требовало, чтобы частота дискретизации была кратна строчным частотам систем с разложением на 525 и 625 строк. С другой стороны, эта частота дискретизации должна была быть по возможности ниже, чтобы не увеличивать скорость передачи символов в объединенном цифровом потоке.

Наименьшее кратное строчных частот f стр (625) = 15625 Гц и f стр (525) = 15734,26573 Гц соответствует 2, 25 МГц = 144 f стр (625) = 143 f стр (525). Поэтому для дискретизации сигналов яркости в системах с разложением на 525 и 625 строк, находящихся в эксплуатации в разных странах, подходили частоты 11,25; 13,5 и 15,75 МГц, кратные 2,25 МГц (множители 5, 6, 7). США, Канада, Япония и другие страны, у которых высшая частота сигнала яркости близка к 5 МГц, отдавали предпочтение частоте дискретизации 11,25 МГц. Многие европейские страны, СССР, Китай, у которых полоса частот сигнала яркости близка к 6 МГц, предпочитали более высокие значения частоты дискретизации.

Выяснилось, что из всех возможных значений частоты дискретизации сигнала яркости Y лишь частота 13,5 МГц была целым кратным числа отсчетов в строке для структур разложения изображения как 525/60, так и 625/50. Это означало, что сканируемый участок сигнала занимает стабильное положение в обоих случаях, и в обе системы нетрудно ввести общее число отсчетов в активной части строки. Кроме того, данная частота была приемлема с точки зрения как обеспечения требуемого качества изображения, так и постобработки, что послужило веской причиной для ее окончательного выбора. Частота дискретизации сигналов цветности U и V была выбрана в два раза ниже и равной 6,75 МГц.

Эта идея появилась почти одновременно в разных странах. D. Wood в отмеченных выше воспоминаниях сообщает, что рассчитал требуемое соотношение частот после прочтения статьи о том, что частоту дискретизации сигнала можно получить путем умножения частоты поднесущей в системе NTSC, и поделился своими результатами с тогдашним руководителем Технического Департамента ВВС H. Jones. Здесь же он отмечает, что сложные международные согласования проводились под руководством и при непосредственном участии Председателя ИК 11. К магическому значению 13,5 МГц пришел также F. Davidoff (США), ведущий специалист из компании CBS.

Новая частота дискретизации и соотношение частот для сигналов Y, U, V 4:2:2 стали предметом соглашения, достигнутого и в Целевой группе EBU/SMPTE. Ее члены поставили задачу убедить специалистов вещания в своих и зарубежных странах в том, что нужно принять указанное значение частоты. Команда из SMPTE вела жестокий бой у себя в США. Там еще существовала оппозиция, в особенности по предлагаемой частоте 14,3 МГц, которая хорошо подходила для стандарта NTSC, где частота цветовой поднесущей равна 3,58 МГц. Однако, R. Green (СВС, США) и его коллеги признали, что если частота 13,5 МГц станет единым мировым значением, то она будет одинаково приемлемой или неприемлемой для всех сторон.

Международные и региональные вещательные организации также обсуждали, пропагандировали и поддерживали разработку единого мирового цифрового стандарта. Достижению международного консенсуса препятствовала только точка зрения Японии. Несмотря на то, что решения в Целевой группе SMPTE/EBU принимались при участии японских специалистов, это было не одно и то же, что официальная позиция Японии по этому важному вопросу. Окончательно все решилось лишь на заключительном собрании 11 ИК в 1981 году, когда Y. Tadakoro (NHK) из Японии сообщил коллегам всего мира, что его страна провела независимые испытания с использованием частоты 13,5 МГц и готова согласиться с этим значением [4.4].

Первый проект Рекомендации со спецификацией цифрового студийного стандарта, учитывающий предложения США, Европейского вещательного союза (EBU), Международной организации радиовещания и телевидения (ОIRТ), Канады и Японии был принят на собрании ИК 11 в 1981 г. [4.5]. Она основывалась на компонентном кодировании ТВ сигнала и устанавливала параметры кодирования по стандарту 4:2:2 при восьмиразрядном кодировании видеосигнала и т. п. Предусматривались дискретизация сигнала яркости с частотой 13,5 МГц и дискретизация каждого сигнала цветности с частотой 6,75 МГц [4.6].

Кульминационной точкой в судьбе исторической рекомендации как единого мирового цифрового студийного стандарта явилась XV Пленарная Ассамблея МККР, состоявшаяся в г. Женеве в феврале 1982 года. Хотя, как было отмечено выше, проект первой рекомендации по данному долгожданному стандарту был принят единогласно на заключительном собрании ИК 11 в 1981 году, единство оказалось хрупким и непосредственно на Пленарную Ассамблею были представлены вклады NANBA, Японии, ОIRТ, США, Италии, содержащих ряд поправок к стандарту. В связи с этим Пленарная Ассамблея поручила Председателю ИК 11 доработать и согласовать разработанный проект Рекомендации с учетом этих вкладов.

В результате этой работы Председатель ИК 11 представил новый проект данной рекомендации (Док. 11/1027, Rev. 1). Делегации стран и международных организаций, представившие вклады, были удовлетворены новым текстом и подтвердили это, поставив соответствующие подписи (рис. 4.1). Так впервые зародилась традиция визировать согласованные с большим трудом важные документы, подтверждающие достигнутое единство. В итоге предложения Председателя ИК 11 по Рекомендации по кодированию для цифровых студий (Рекомендация 601) были приняты Пленарной Ассамблеей единогласно.

Первоначальный вариант Рекомендации многократно модифицировался с учетом изменений требований к параметрам студийного  кодирования сигналов программ цифрового ТВ вещания. В существующей в настоящее время версии Рекомендации ВТ.601-7 приведены параметры расширяемого семейства совместимых стандартов по цифровому кодированию сигналов ТВ изображений с разрешением 525 и 625 строк, с чересстрочной разверткой и частотой дискретизации 13,5 МГц для обоих форматов изображения – 4:3 и 16:9 – с показателями качества, отвечающими требованиям современных систем передачи.

Определены следующие стандарты семейства:

– 4:2:2 для систем с форматом изображения 4:3 и для широкоэкранных систем с форматом изображения 16:9, когда необходимо сохранить одинаковыми ширину полосы аналогового сигнала и скорость передачи цифрового потока для обоих форматов;

–      4:4:4 для систем с форматом изображения 4:3 и 16:9 с более высоким цветовым разрешением.

Изложены сведения о формате и параметрах аналого-цифрового преобразования, обработки и передачи цифровых видеосигналов стандартного телевидения и телевидения повышенного качества с разложением на 525 и 625 строк без цифрового сжатия (стандарты 4:2:2 и 4:4:4):

— кодирование яркостной и цветоразностных составляющих аналогового видеосигнала;

— квантование отсчетов аналогового видеосигнала;

— частоты дискретизации яркостной и цветоразностных составляющих  видеосигнала;

— характеристики цифрового фильтра для подавления помех дискретизации.

Рекомендация 601 прочно вошла в историю как первый единый мировой стандарт для цифровых ТВ студий [4.7, 4.14]. За разработку этого стандарта МККР получил награду Национальной академии телевизионных искусств и наук (США) «Эмми» за инженерные достижения в кино и телевидении (рис. 4.2). Вручение «Эмми» состоялось на собрании ИК 11 в Женеве 14 сентября 1983 г. (рис. 4.3). Директор МККР R. Kirby поздравил с этой наградой всех участвовавших в работе МККР на собрании ИК 11 и совместном собрании ИК 10 и ИК 11 в 1983 г. [4.8, 4.9].

Рекомендация 601 стала базой для перехода к цифровому ТВ вещанию. Она позволила значительно улучшить качество ТВ изображений, вытеснить из студий несовместимые между собой системы NTSC, PAL и SECAM. Благодаря этому сегодня практически во всем мире производственные ТВ комплексы оснащаются унифицированным оборудованием, которое частично используется при переходе на ТВЧ.

 

4.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ПО ЦИФРОВОМУ СЖАТИЮ ТВ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Значения параметров студийного кодирования изображения, приведенные в Рекомендации МСЭ-Р ВТ.601 для систем ТВ вещания с 525 и 625 строками, и в аналогичной Рекомендации ВТ.709 для студий ТВЧ (см. Раздел 5), позволили определить объем сигналов источников вещательных программ и приступить к изучению их сопряжения с существующими стандартными радиоканалами (концепции 6-7-8 и ТВЧ 6-7-8). Такое сопряжение стало возможным за счет сокращения объема студийных сигналов при условии сохранения субъективного качества изображения и путем использования многопозиционной модуляции сигналов.

Изучение методов цифрового сжатия сигналов привело к разработке стандартов MPEG-2 по кодированию и мультиплексированию сигналов изображения, звука и данных для систем цифрового ТВ вещания [4.10, 4.11, 4.23]). Эти стандарты были предназначены для ТВ применений и средств записи с ограниченной полосой частот канала. Они обеспечивали также сопряжение данных применений и средств с асинхронным режимом передачи.

Стандарты MPEG-2 разрабатывались в основном для предоставления пользователю возможности декодировать сигналы программ вещания с цифровым сжатием. Поэтому предусматривался как можно более сложный кодер в целях наименьшего усложнения декодера для удешевления приемников или проигрывателей, что важно в связи с многомиллионным выпуском в перспективе таких декодеров. Сравнительно дорогие кодеры, по крайней мере, в начальной стадии внедрения систем, не имели решающего значения, поскольку число кодеров не столь велико и они требуются лишь там, где формируются сигналы программ вещания.

Стандарты MPEG-2 — это не столько требования по реализации аппаратных средств, сколько основополагающее описание путей мультиплексирования набора сжатых цифровых сигналов (видео, звук, данные) в поток, предназначенный для передачи цифровых пакетов. Такая форма стандартизации кодирования предполагает и делает возможным стандартизацию аппаратных средств и функций кодера. Большая гибкость стандартов MPEG-2 не тормозит прогресс в сжатии сигналов, а дает возможность проектировать цифровые ТВ системы различного назначения и качества. Диапазон этих систем простирается от компьютерной видеотелефонии до ТВЧ. Соответственно назначению этих систем изменяются требования к скоростям передачи цифровых потоков, объемам памяти декодеров, быстродействию процессоров и другим аппаратно-программным ресурсам.

Стандарты MPEG-2 нашли применение в цифровых системах наземного (Рекомендация МСЭ-Р ВТ.1306) и спутникового (Рекомендация МСЭ-Р ВО.1516) ТВ вещания, а также в системах КТВ (Рекомендация МСЭ-Т J.83). Эти стандарты реализованы, например, в системах цифрового ТВ вещания DVB-T, DVB-S, DVB-C и др.

В 2005 году ИК 6 МСЭ-Р приняла Рекомендацию ВТ.1737 [4.12] по транспортировке программ ТВЧ на основе эффективного стандарта кодирования MPEG-4. Этот стандарт использует технологию объектно-ориентированного фрактального сжатия изображений, предусматривающую выделение из них контуров и текстур медийных объектов. Контуры представляются в виде так называемых сплайнов (полиномиальных функций) и кодируются опорными точками. Текстуры описываются набором коэффициентов пространственного частотного преобразования, например, дискретного косинусного или вейвлет-преобразования. Поддерживаются скорости передачи данных от 5 кбит/с до 10 Мбит/с. Стандарт MPEG-4 рекомендован к применению в системах цифрового ТВ вещания [4.13] и обеспечивает хорошее качество изображения при существенно более низких скоростях, например, в два и более раз меньших, чем при кодировании MPEG-2.

В пресс-релизе МСЭ от 25 января 2013 года (Приложение 1.19) сообщалось о согласовании нового стандарта кодирования изображений HEVC (High Efficiency Video Coding, высокоэффективное видеокодирование, стандарт ITU-T H.265 / ISO/IEC 23008-2 MPEG-H Part 2). Этот стандарт разработан двумя группами экспертов MPEG (ISO/IEC Moving Picture Experts Group) и VCEG (ITU-T Video Coding Experts Group), объединенными в совместную группу по видеокодированию (JCT-VC, Joint Collaborative Team on Video Coding). Он намного превосходит предшествующий ему стандарт MPEG-4 (ITU-T H.264 / ISO/IEC 14496-10 MPEG-4 Part 10).

Стандарт HEVC разрабатывался для практически всех приложений, в которых используется стандарт MPEG-4, а именно: ТВЧ, системы сбора и редактирования видеоинформации, камкодеры, системы видеонаблюдения, потоковое видео в интернете и мобильных сетях, Blue-ray диски, видеочаты, видеоконференцсвязь и пр.

Стандарт HEVC позволяет решить следующие основные задачи:

—         повышение эффективности кодирования с сохранением исходного визуального качества изображений после их декодирования (требуется лишь половина скорости передачи в битах по сравнению со стандартом MPEG-4);

—         удобная интеграция в транспортные сети и системы;

—         повышение устойчивости к потерям и выпадениям данных.

В новый стандарт введен ряд улучшений, одним из которых является использование древовидных структур кодирования (вместо макроблоков, применявшихся во всех предшествующих стандартах) и декодирования (структура квадродерева) изображений. Используется также энтропийное контекстно-адаптивное бинарное арифметическое кодирование видеоданных, повышающее скорость их обработки и степень компрессии и снижающее требования к памяти для хранения контекстов. Для улучшения восстановления оригинальных амплитуд сигнала применено адаптивное (к значениям отсчетов) нелинейное отображение амплитуд в петле обратной связи межкадрового предсказания данных. Эти и другие усовершенствования в совокупности обеспечивают существенное повышение эффективности кодирования и декодирования изображений и устойчивость к ошибкам передачи при использовании стандарта HEVC по сравнению с его предшественником (стандарт AVC) без заметного повышения вычислительной сложности [4.18]. Открываются перспективы широкого использования стандарта HEVC в системах наземного и спутникового ТВ вещания, в системах LTE (Long-Term Evolution, радиотехнология сухопутной подвижной связи) и др.

ИК 16 МСЭ-Т обратилась к ИК 6 МСЭ-Р с просьбой участвовать в работе по дополнению Рекомендации Н.721 МСЭ-Т по базовой модели терминалов IPTV спецификацией высокоэффективного кодирования видеосигнала с цифровым сжатием HEVC, определенной в Рекомендации Н.265 [4.21]. По результатам обсуждения этого вопроса был разработан проект ответного обращения к ИК 16 с предложениями по пересмотру Рекомендации Н.721, включая дополнение ее новым методом мультиплексирования/транспортировки данных MPEG-HMPEGMediaTransport (MMT) и значениями параметров систем ТУВЧ по Рекомендации ВТ.2020 (Приложение 2 к [4.20]).

Следует отметить, что уже сейчас передача данных по электрическим линиям возможна со скоростью до 1 Гбит/с [4.22]. Приближается время, когда можно будет провозгласить: «Где электросеть, там и инфокоммуникационные услуги».

 

 

Иллюстрации и документы:

 

4-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.1. Предложения Председателя ИК 11 (ХV Пленарная Ассамблея МККР, Женева, 1982 г.) к Рекомендации по кодированию для цифровых студий

 

 

 

4-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.2. «Инженерная награда Эмми» Национальной Академии телевизионных искусств и наук (США)

 

 

 

4-3

 

Рис. 4.3.  Вручение награды Национальной Академии телевизионных искусств и наук (США) за разработку Рекомендации ВТ.601. Собрание ИК 11 МККР, Женева, 14 сентября 1983 г. Стоят (слева направо): Директор МККР (1974 – 1993 г.г.) R. Kirby (США), Председатель ИК 11 МККР М.И. Кривошеев (СССР)

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

4.1. Цуккерман И. И., Кац Б. М., Лебедев Д. С. и др. Цифровое кодирование телевизионных изображений / Под ред. И. И. Цуккермана. — М.: Радио и связь, 1981.

4.2. Харатишвили Н. Г. Цифровое кодирование с предсказанием непрерывных сигналов. — М.: Радио и связь, 1986.

4.3. Хлебородов В. А. 50-я годовщина 11-й Исследовательской комиссии МСЭ-Р / / Техника кино и телевидения. — 2000. — № 7.

4.4. CCIR. Study Group 11. Summary record of the eight meeting / / Doc. 11 / 420, 9 October 1981.

4.5. CCIR. Study Group 11. Summary Record of the first meeting // Doc. 11 / 347, 22 September 1981.

4.6. CCIR. Working Group 11-D. Draft Recommendation AA / 11 (MOD F) // Doc. 11 / 5031, 7 October 1981.

4.7. Кривошеев М. И, Никаноров С. И., Хлебородов В. А. Новое в стандартизации системы цифрового телевидения // Техника кино и телевидения. — 1986. — № 8.

4.8. CCIR. Study Group 11. Summary Record of the first meeting // Doc. 11 / 142, 14 September 1983.

4.9. CCIR. Study Groups 10 and 11. Summary Record of the third meeting // Doc. 10 / 155, 11 / 196, 27 September 1983.

4.10. IEC/ISO. International Standard 13818 – Generic Coding of Moving Pictures and Associated Audio Information.

4.11. Дворкович В.П., Дворкович А.В. Цифровые видеоинформационные системы (теория и практика) // М.: Техносфера, 2012.

4.12. ITU-R. Recommendation BT.1737 – Use of the ITU-T Recommendation H.264 (MPEG-4/AVC) video source-coding method to transport high definition TV programme material.

4.13. ITU-R. Recommendation BT.1870 — Video coding for digital television broadcasting emission.

4.14. Кривошеев М.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. – М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2006.

4.15. Кондрашин А., Лямин А., Слепцов В. Аспекты современных технологий доставки видеоконтента и перспективы их развития // Broadcasting (Телевидение и радиовещание). — 2013. — № 1, 2.

4.16. Дворкович В.. Чобану М. Проблемы и перспективы развития систем кодирования динамических изображений // MediaVision. – 2011. — № 5.

4.17. Зубарев Ю., Сагдуллаев Ю. Тенденции развития видеоинформационных технологий и систем телевидения // Broadcasting (Телевидение и радиовещание). – 2011. — № 2, 3.

4.18. Пономарев О.Г., Шарабайко М.П., Поздняков А.А. Анализ эффективности методов и алгоритмов видеокомпрессии стандарта H.265/HEVC // Электросвязь. – 2013. — № 3.

4.19. Baron S., Wood D. The Foundation of Digital Television: The Origins of the 4:2:2 Component Digital Television Standard // SMPTE Motion Imaging Journal. – 2005. V. 114. — № 9.

4.20.ITU-R. Chairman, Radiocommunication Study Group 6. Summary Record of the fifth meeting of Radiocommunication Study Group 6 (Geneva, 4 April 2014) // Doc. 6/249, 20 May 2014.

4.21. ITU-R. ITU-T Study Group 16. Liaison Statement to ITU-R SG6 on communication in the work regarding ITU-T H.265 on revised IPTV basic terminal model // Doc. 6/214, 6 March 2014.

4.22. ITU-R. Study Group 6 Rapporteur on PLT Issues. Report on recent developments concerning PLT and wired telecommunication systems // Doc. 6/217, 6A/409, 19 March 2014.

4.23.Baron S. N., Krivocheev M. I. Digital Image and Audio Communications. Toward a Global Information Infrastructure. — Van Nostrand Reinhold, 1996.