УДК 621.397.13
М.И. КРИВОШЕЕВ, научный консультант ФГУП НИИР
В.Г. ФЕДУНИН, ведущий научный сотрудник отдела международно-правовой защиты в области цифрового телерадиовещания НТЦ ЦТР ФГУП НИИР
Е.Г. УСТИНОВА, ведущий инженер отдела международно-правовой защиты в области цифрового телерадиовещания НТЦ ЦТР ФГУП НИИР
Ключевые слова: телевизионное вещание с доступом в Интернет, международные исследования интегрированных вещательно-широкополосных систем (IBB).
Статья опубликована в журнале «Труды НИИР» №3 от 2013 г.
Введение
В настоящее время наступает эра интегрированных информационно-телекоммуникационных систем. Подготовка к ней в области ТВ-вещания в международном плане была начата заранее, в начале 90-х гг., когда Ассамблея радиосвязи одобрила предложения Председателя 11-й Исследовательской комиссии МККР (Телевизионное вещание) о развертывании и форсировании работ по гармонизации цифровых систем доставки ТВ-служб потребителю и технологий ТВ-вещания с перспективными компьютерами [1, 2]. Вскоре были разработаны новый Вопрос МСЭ-Р 249/11 (ныне Вопрос 95/6) [3] и проект первой Рекомендации МСЭ по использованию компьютерных технологий в ТВ-вещании [4]. В ней наряду с вещательными задачами значительное внимание уделялось перспективным телевизорам, предусматривались дополнение их рядом интеллектуальных возможностей, совместимость технологий ТВ-вещания и компьютерных систем, требования к файлам для облегчения обмена данными о ТВ-изображениях, а также ряд других связанных с этим вопросов.
Результаты международных исследований
В последние годы на рынке появилось новое поколение телевизоров, предоставляющих зрителям как услуги ТВ-вещания, так и доступ в Интернет. В апреле 2012 г. на собрании Рабочей группы РГ 6В (Вопросы монтажа и доступа к радиовещательной службе) 6-й Исследовательской комиссии (ИК 6) Сектора радиосвязи МСЭ-R Международного союза электросвязи было предложено начать разработку проекта новой Рекомендации МСЭ-R по требованиям к ТВ-вещанию, объединенному со службой Интернет (гибридное ТВ-вещание) [5]. Представленные материалы содержали описание используемых в Европе принципов гибридного ТВ-вещания, требования к платформам и элементам системы, одновременному представлению ТВ-программ и Интернет-страниц на одном и том же телеэкране, доступу зрителей к вещательному контенту, обеспечению информационной безопасности и защиты контента, а также к сохранению конфиденциальности личных данных пользователей. Системы данного типа получили название интегрированных вещательно- широкополосных систем IBB (Integrated Broadcast-Broadband Systems).
Первым шагом в исследованиях систем IBB, расширяющих традиционное интерактивное цифровое ТВ-вещание возможностью одновременного доступа к услугам Интернета, стали разработки новой
Рекомендации [6], принятой ИК 6 в апреле 2013 г. [7], и Отчета [8]. Основным отличием таких систем от служб на базе Интернета является возможность сочетания многофункциональных приложений IBB с программами или услугами вещания. При этом вещание используется параллельно с широкополосной связью, благодаря чему обеспечивается интегрированное взаимодействие вещания и интерактивности путем комбинирования медиаконтента, данных и приложений из множества источников информации.
К системам IBB, работающим совместно с существующими вещательными системами, предъявляются следующие основные требования [6]:
• одновременное предоставление пользователям услуг традиционного многофункционального цифрового ТВ-вещания и Интернета;
• поддержка предоставления линейных и нелинейных услуг и контента;
• отображение вещательного контента, относящегося к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям;
• поддержка интегрирования широкополосной связи с использованием дополнительного экрана («кадр в кадре») и ее синхронизации с услугами, предоставляемыми основным вещательным дисплеем;
• обеспечение беспрепятственного доступа к контенту людей с ограниченными возможностями;
• обеспечение возможности пользования услугами IBB с помощью мобильных и переносных абонентских терминалов.
Важным требованием к системам IBB является сохранение интересов сторон, участвующих в предоставлении услуг и пользовании ими. Вещатели заинтересованы главным образом в том, чтобы их контент воспроизводился на экране без каких-либо искажений, например из-за воздействия приложений IBB. С задачей сохранения целостности контента и его восприятия зрителем тесно связана необходимость защиты вещателей и других правообладателей от незаконных воздействий, таких как пиратство в использовании контента.
Аудитории важно точно знать, какого рода данные передаются, кем и для каких целей. В то же время вещатели заинтересованы в непрерывности доступа к пользованию данными, относящимися к их услугам. Поэтому к системам IBB предъявляются также следующие требования:
• точное опознавание бесплатных и платных услуг, а также источников контента;
• гарантированный доступ пользователей к контенту и предоставляемым им услугам в неискаженном виде;
• защита авторских прав участвующих сторон;
• опознавание вида предоставляемых данных и их назначения (просмотр, пользование или поиск данных и профильной информации, относящихся к конфиденциальности пользователя и др.);
• предотвращение влияния на контент и услуги со стороны несанкционированных и вредоносных воздействий, таких как вирусы, хакерские программы и др.
В Отчете [8] приведена информация о существующих в настоящее время системах IBB. Одной из них является система Hybridcast, разработанная в Японии. В [9] описывается обобщенная модель системы, иллюстрирующая основные функции вещателя, провайдера и приемника. Рассматривается также прикладная модель системы, показывающая возможность реализации управляемых приложений, ориентированных на вещание и на невещательные применения, а также неуправляемых приложений. При этом используется передача информации о сетевых ресурсах для доступа к выбранным пользователем приложениям. Данные об управлении приложениями сообщаются в виде таблицы в составе транспортного потока MPEG. Описываются структура приемника системы Hybridcast и его взаимодействие с домовыми сетями, планшетными компьютерами, мобильными телефонами и другими терминалами пользователя. Приводятся примеры услуг системы, включая многоязычные скрытые титры, просмотр новостных и других актуальных телепередач (социальное телевидение), интерактивное изучение иностранных языков и т.п.
Другим примером является разработанная в Японии IBB-система с двунаправленным интерактивным каналом вещания данных с использованием языка программирования BML (Broadcast Markup Language) [10]. В системе применяется цифровой телевизор со входами сигналов программ ТВ- вещания и данных Интернета, предоставляющий зрителям возможность одновременно пользоваться услугами как цифрового ТВ-вещания, включая «видео по заказу», так и службы IPTV.
К IBB-семейству относится также система HbbTV (Hybrid Broadcast Broadband TV) для интерактивных мультимедийных служб (стандарт ETSI TS 102 796) [11]. Она предоставляет все услуги интерактивного ТВ-вещания, IP-услуги, услуги гибридного вещания, телетекста и другие с помощью телевизора со входами вещательного сигнала и данных Интернета [12]. Информация о предоставляемых услугах, приложениях и контенте Интернета передается в составе цифрового сигнала ТВ-вещания. Контент вещания и Интернет воспроизводятся на экране телевизора с врезанным в него вторым, дополнительным экраном (режим «кадр в кадре»). К системе HbbTV, уже используемой в ряде европейских стран, проявили интерес КНР, Япония, Австралия, США и государства Южной Америки. Эта система уже испытывается в России [13].
Существующие системы IBB обеспечивают доступ населения к современным инфокоммуникационным службам и предоставляемым ими услугам с использованием доступа в Интернет средствами ТВ-вещания без применения персонального компьютера. Первый шаг в этом направлении был сделан в докладе России [14], в котором предлагались способы воспроизведения WEB-страниц на экране обычного телевизора, основанные на переформатировании и перемасштабировании интернет-данных, принимаемых в составе цифрового потока ТВ-вещания [14]. Приоритет России в данной области защищен патентами на изобретения [15, 16].
Заключение
Системы IBB отражают новое направление развития цифрового ТВ-вещания на основе его интегрирования с Интернетом и другими информационными службами. Реализация этого направления внесет важный вклад в решение задач глобальной информатизации в соответствии с Декларацией принципов [17] и Планом действий [18], принятыми Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г. – Тунис, 2005 г.) и на последующих форумах.
В соответствии с перспективами интегрированных вещательно-широкополосных систем IBB целесообразно учитывать решения 6-й Исследовательской комиссии МСЭ-R (Службы вещания) в данной области при разработке Концепции цифрового телевизионного, радио- и мультимедийного вещания в Российской Федерации на период до 2025 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. ITU. Radiocommunication Assembly (Geneva, 8 – 16 November 1993). Radiocommunication Study Group 11. Chairman’s
Report – Broadcasting service (Television) // Doc. 11/1001, 20 September 1993.
2. ITU. Minutes of the fourth plenary meeting (11 November 1993) // Radiocommunication Assembly (Geneva, 8 – 16 November
1993). – Book 2 Work of the Radiocommunication Assembly.
3. ITU-R. Question 249/11. Use of computer technology in television broadcasting applications.
4. ITU-R. Chairman, Study Group 11. Report of the Chairman of Study Group 11 (Period April 1997 to March 1998) // Doc.
11/13, 5 Мarch 1998.
5. ITU-R. EBU. Proposal to initiate draft new Recommendation on requirements for Internet connected broadcasting (Hibrid broadcasting) // Doc. 6B/8, 30 March 2012.
6. ITU-R. Recommendation BT.2037.
7. ITU-R. Chairman, Radiocommunication Study Group 6. Summary record of the third meeting of Radiocommunication
Study Group 6 // doc. 6/147, 30 April 2013.
8. ITU-R. Working Party 6B. Draft new Report ITU-R BT.[IBB-REPORT] – Integrated broadcast-broadband (IBB) systems
// Revision 1 to Doc. 6/133, 7 May 2013.
9. ITU-R. Japan. Hybridcast – The integrated broadcast-broadband system using HTML5 // Doc. 6B/113, 10 April 2013.
10. ITU-R. Japan. Hibrid broadcasting based on enhancement of data broadcasting system // Doc. 6B/57, 8 October 2012.
11. ITU-R. Zweites Deutsches Fernsehen. Hybrid broadcast broadband television (HbbTV) // Doc. 6B/72, 16 October 2012.
12. Серов А. HbbTV – гибридное телевидение // MediaVision. 2012. № 6, 7, 8.
13. Интерактив в массы // Стандарт. 2013. № 1.
14. ITU-R. Russian Federation. Web pages representation by the existing TV sets as a hybrid digital / analogue solution for
Internet distribution services provided in a DTV broadcasting channel // Doc. 6M / 64, 7 September 2001.
15. Зубарев Ю.Б., Кривошеев М.И., Лопато С.И. и др. Устройство доступа в Интернет средствами цифрового ТВ— вещания, обеспечивающее отображение Интернет-страниц на экране ТВ-приемника стандартного разрешения // Патент Российской Федерации № 2216878, 20 ноября 2003 г.
16. Кривошеев М.И., Лопато С.И., Плотников А.А. Устройство абонентского приема сигналов цифрового интерактивного ТВ-вещания, обеспечивающее управление бытовыми электронными устройствами по технологии
«умного дома» // Патент Российской Федерации № 2307477, 27 сентября 2007 г.
17. World Summit on the Information Society (Geneva, 2003 – Tunis 2005). Declaration of Principles – Building the Information Society: a global challenge in the new Millennium // Doc. WSIS-03/GENEVA/DOC/4, 12 December 2003.
18. World Summit on the Information Society (Geneva, 2003 – Tunis 2005). Plan of Actions // Doc. WSIS-03/GENEVA/ DOC/5, 12 December 2003.