29 апреля 2019

Как решить проблему дефицита частот — Обзор СМИ

Что нужно сделать, чтобы повысить эффективность использования спектра в России — публикация портала Радиочастотный спектр.

Авторы: Вячеслав Веерпалу, директор НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР, д.т.н.; Евгений Девяткин, заместитель директора НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР, к.э.н.; Николай Харитонов, начальник отдела НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР

Проблемы конверсии спектра – это наследие старых и во многом ошибочных подходов к использованию радиочастотного ресурса в СССР. Не вдаваясь в детали и причины сложившейся ситуации, необходимо отметить, что технические проблемы конверсии, как правило, решаемы на уровне заинтересованных исполнителей работ, хотя и требуют серьезных финансовых затрат. Наибольшие же трудности концентрируются в рамках организационного и нормативно-правового регулирования конверсии, которое в РФ практически отсутствует.

ИТОГИ КОНВЕРСИИ ЗА 10 ЛЕТ

Наиболее интенсивно мероприятия по конверсии проводились в период с 2008 по 2014 год. За это время удалось:

  • высвободить частотный ресурс в объеме 340 МГц;
  • снять ограничения на технические параметры РЭС стандартов GSM, UMTS, LTE, WiMAX, DVB-T, DVB-S при совместном использовании полос радиочастот с РЭС военного и правительственного назначения в полосах частот 470–790, 880–960, 1780–1880, 1980–2170, 2300–2400, 3400–3600 МГц;
  • обосновать возможность изменения категорий использования полос из категории «ПР» (преимущественное использование РЭС правительственного назначения) в категории «СИ» (совместное использование) или «ГР» (гражданское применение);
  • выполнить 50 работ по конверсии, в том числе по модернизации РЭС специального назначения, с целью высвобождения наиболее актуальных полос радиочастот.

К 2015 году также удалось частично высвободить отдельные полосы в диапазоне 694–862 МГц для внедрения и развития наземного цифрового телевизионного вещания, а также обеспечить совместное использование спектра действующими РЭС и РЭС стандарта LTE и его последующих модификаций. Эти работы были продолжены и в дальнейшем. ГКРЧ поручила Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать в 2015–2017 годах выполнение следующих задач:

  1. Конверсия спектра в полосе 790–862 МГц для внедрения 4G. Для этого требовалось, во-первых, провести работы по конверсии в опытной зоне и определить на практике наиболее эффективные способы частичного высвобождения отдельных участков спектра в полосе 790–862 МГц за счет модернизации радиолокационных средств управления воздушным движением и полетами авиации, а также принятия технических решений для РЭС воздушной радионавигации и посадки и РЭС ПВО. А во-вторых, реализовать эти методы в субъектах РФ.
  2. Конверсия в полосе 694–790 МГц по результатам модернизации радиолокационных средств управления воздушным движением и полетами авиации.

Еще одна выполненная за этот период задача – это работы по конверсии, направленные на сохранение непрерывности функционирования телевизионного вещания на территории Крымского федерального округа. Их по заказу Минкомсвязи выполнило ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”».

В 2017–2018 годах работы по конверсии проводились лишь в рамках мероприятий, обеспечивающих совместное использование спектра действующими и перспективными РЭС и системами.

Сейчас Минкомсвязь занимается разработкой Плана конверсии радиочастотного спектра в интересах внедрения технологии 5G/IMT-2020 в Российской Федерации в 2019 году и дальнейшей его реализации на период до 2024 года. В его основе – План мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕКТРА

В ряде исследований, проведенных в рамках конверсии спектра, было показано, что реализация долгосрочного планирования (включая конверсию) перспективного использования радиочастот в России не может быть осуществлена в полной мере. Прежде всего, из-за отсутствия:

  • эффективной централизованной государственной (а не межведомственной коллегиальной) системы управления использованием спектра;
  • закона прямого действия «Об использовании радиочастотного спектра»;
  • возможности инвентаризации реального использования частотного ресурса РЭС специального и военного назначения;
  • единой базы данных о номиналах радиочастот действующих РЭС гражданского, специального и правительственного назначения.

Устранив эти пробелы, можно повысить эффективность управления использованием спектра на глобальном уровне. Однако есть задачи и на ближайшую перспективу, связанные с развитием пятого поколения связи в России.

КАК УСКОРИТЬ КОНВЕРСИЮ?

Страна готовится к развитию 5G. Однако методы распределения частот по «остаточному принципу», которые использовались для сетей предыдущих поколений, в текущей ситуации абсолютно неприемлемы. Прежде всего из-за того, что требуемые объемы ресурса для сетей 5G в диапазонах, традиционно используемых силовыми ведомствами, возросли на порядок. Сейчас полноценная работа по высвобождению спектра актуальна как никогда.

Для преодоления проблем проведения конверсии предлагается:

  1. Создать государственный орган при Президенте РФ с необходимыми полномочиями, который будет обеспечивать межведомственное взаимодействие и координацию для регулярного осуществления мероприятий конверсии.
  2. Создать условия, обеспечивающие заинтересованность силовых ведомств в реализации мероприятий конверсии в интересах внедрения перспективных гражданских и военных радиотехнологий.
  3. Реализовать предложения Минкомсвязи России и привести в соответствие законы «О связи», «Об обороне» и «О государственном оборонном заказе» в вопросах проведения конверсии. В частности – создать законодательные основы для частно-государственного партнерства при выполнении высокозатратных работ по конверсии.
  4. Разработать механизм согласования Планов конверсии спектра с Программой вооружения Минобороны и аналогичными программами других ведомств, касающихся закупок, разработок и принятия в эксплуатацию РЭС.
  5. Зафиксировать в ФЗ «О связи» необходимость изменения категорий использования полос радиочастот в целях нормативно-правового закрепления результатов работ по конверсии спектра.
  6. Разрешить выполнять финансируемые из Госбюджета НИОКР по конверсии спектра сроком более одного года, учитывая большие объемы работ.

ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ

Отдельно стоит отметить проблему финансирования работ по конверсии. Существующих объемов совершенно недостаточно, чтобы существенно изменить:

  • структуру распределения частотных полос, используемых в интересах гражданских и силовых ведомств;
  • национальную таблицу распределения полос частот между радиослужбами, которая не совпадает с общеевропейской.

При этом, в соответствии пунктом 4 Статьи 23 ФЗ «О связи», плата за использование радиочастотного спектра должна расходоваться на «обеспечение системы контроля радиочастот, конверсию радиочастотного спектра и финансирование мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы радиочастот». Однако бюджетные ассигнования на плановые периоды, в том числе для Минкомсвязи России на проведение конверсии, не соответствуют объемам собираемых средств.

Таким образом, принцип финансирования мероприятий конверсии, определенный ФЗ «О связи», вполне адекватен существующим потребностям, просто надо выполнять требования закона.

***

Без реализации вышеперечисленных мер представляется крайне сложным решить проблему дефицита спектра в целом и изыскания частотного ресурса для внедрения на территории РФ сетей 5G в частности.

© 2015-2019 ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени Российский научно-исследовательский институт радио имени М.И. Кривошеева» (ФГУП НИИР)
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial