Перейти к содержимому
Главная страницаПростым гражданам разрешили ходить в интернет через спецсеть чиновников и силовиков – Обзор СМИ

Простым гражданам разрешили ходить в интернет через спецсеть чиновников и силовиков – Обзор СМИ

26 апреля 2019 года

Граждане и организации смогут пользоваться инфраструктурой, которая будет создана операторами связи для подключения к интернету социально значимых объектов. По настоянию Администрации Президента такие операторы должны будут обеспечить госорганизациям возможность десятикратного увеличения скорости без дополнительных капитальных затрат.

Сколько социально значимых объектов получат широкополосный доступ в интернет

В распоряжении CNews оказалась презентация замминистра связи Олега Иванова, посвященная Концепции подключения к сети интернет социально значимых объектов (СЗО). Эта Концепция была утверждена правительственной комиссией по цифровому развитию и использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Документ предполагает подключение к широкополосному доступу в интернет (ШПД) более 100 тыс. объектов.

В числе прочих должны быть подключены 39 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, 37,5 тыс. общеобразовательных организаций (включая участковые избирательные комиссии), 8,7 тыс. участковых пунктов полиции, 7,3 тыс. органов государственной и муниципальной власти, 5 тыс. избирательных комиссий (территориальных комиссий и комиссий на уровне субъектов федерации), 4 тыс. территориальных органов и подразделений Росгвардии и 1,4 тыс. пожарных частей и постов.

Доступные способы подключения и требуемая скорость

Подключение может осуществляться тремя базовыми способами: волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС), сетями сотовой связи четвертого поколения (4G) стандарта LTE и спутниковыми каналами. ВОЛС предлагается использовать для подключения объектов на расстоянии до 5 км от ближайшего узла оператора связи, реализующего соответствующий проект. На расстоянии от 5 км до 80 км предлагается задействовать LTE-сети.

На расстоянии же более 80 км от таких объектов будут использоваться спутниковые каналы. Для удаленных объектов также допускается использование иных типов подключений – радиорелейные каналы связи, тропосферная связь, PLC (передача данных по каналам электропередач) – но при условии согласования с Минкомсвязи.

Образовательные организации, находящиеся в городских поселениях, должны будут подключаться на скорости не менее 100 Мбит/с. В сельских поселениях и поселках городского типа минимальная скорость должна будет составлять 50 Мбит/с.

Избирательные комиссии субъектов федерации должны будут подключаться на скорости от 90 Мбит/с. Территориальные избирательные комиссии – на скорости от 15 Мбит/с. У остальных социально значимых объектов минимальная скорость должна составлять 10 Мбит/с либо – в случае использования спутниковых каналов – 1 Мбит/с.

Время задержки IP-пакетов должно составлять не более 100 мс, вариация времени задержки IP-пакетов – не более 50 мс. Потери IP-пакетов должны составлять не более 10%.

Подключая СЗО к интернету, оператор связи должен будет создать защищенные каналы связи, организовать сопряжение с внутренней ИКТ-инфраструктурой соответствующей организации и обеспечить маршрутизацию трафика, в том числе в «гособлако» (создающееся «Ростелекомом» единое хранилище данных госорганов).

Для школ и избирательных участков должен быть обеспечен доступ к обслуживаемой «Ростелекомом» Единой сети передачи данных, через которую будет получен доступ к Центру безопасности, Центру фильтрации, ГИС в сфере образование и ГИС объектов Центрально-избирательной комиссии.

Что от операторов связи требует Администрация Президента

Операторов связи для подключения СЗО будут выбирать на конкурсах по различным регионам. По предложению Администрации Президента, подключение различных типов СЗО в одном регионе будет осуществляться одним оператором – это позволит избежать дублирования инфраструктуры в одних и тех же населенных пунктов.

Кроме того, Администрация Президента считает необходимым обязать операторов связи, которые будут обеспечивать подключение СЗО по ВОЛС, обеспечить возможность по заявке соответствующего СЗО увеличить скорость подключения в 10 раз. При этом не должно быть дополнительных затрат на капитальное строительство.

Также на Старой Площади считают необходимость при подключении СЗО использовать преимущественно отечественные технические средства.

Граждане и организации смогут использовать интернет, проложенный для госорганизаций

Победители конкурсов должны будут обеспечить недискриминационный доступ к созданной инфраструктуре для физических и юридических лиц. В том числе услуга по присоединению должна будет предоставляться бесплатно, а стоимость предоставления услуг связи будет определяться по регулируемым тарифам.

В населенном пункте, куда будет проведен узел связи для подключения СЗО, услуги ШПД должны будут предоставляться со скоростью не менее 10 Мбит/с для всех домохозяйств. Также 40% монтируемой емкости соответствующих операторов связи должно быть зарезервировано под услуги ШПД для юридических лиц.

В качестве точек присоединения, к которым будут подключаться созданные для подключения СЗО из различных населенных пунктов узлы связи, можно будет использовать узлы операторов связи, занимающих существенное положение в соответствующих регионах (в большинстве случаев это «Ростелеком») либо созданные в рамках осуществляемого «Ростелекомом» проекта устранения цифрового неравенства. Отметим, что и сам «Ростелеком» является наиболее вероятным претендентом на выполнение соответствующих работ.

Сеть LTE для социально значимых объектов будет работать в трех диапазонах

Для подключения по каналам сотовой связи планируется построить отдельную сеть LTE в диапазоне 450 МГц. Преимуществом данного диапазона является высокий радиус обслуживания: 20 км на одну базовую станцию стандарта LTE. В диапазоне 1,8 ГГц радиус обслуживания составляет 7 км, в диапазоне 2,5 ГГц – 5 км.

Ранее сетями сотовой связи в стандарте CDMA в диапазоне 450 МГц владел «Скай Линк». В 2011 г. эта компания перешла под контроль «Ростелекома», после чего вместе с другими сотовыми активами «Ростелекома» была передана Tele2. В 2016 г. Tele2 закрыл все сети CDMA, но в некоторых регионах, включая Москву и Санкт-Петербург, построил сети LTE-450.

Минкомсвязи полагает, что строительство сети LTE-450 должно осуществляться Tele2 совместно с «Ростелекомом» (является акционером Tele2) и госпредприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). РТРС владеет 5,3 тыс. вышками для эфирного теле- и радиовещания, на которых можно было бы разместить базовые станции LTE-450. А «Ростелеком» провел бы к ним ВОЛС.

Недостатком сетей LTE-450 является ограниченный ассортимент абонентского оборудования: пока доступно лишь несколько моделей Wi-Fi-роутеров. Кроме того, в России в данном диапазоне для сетей LTE доступны только две парные полосы частот шириной по 4,4 МГц (или даже 3,5 МГц) каждая – это ограничивает возможности соответствующих сетей.

В связи с этим, помимо диапазона 450 МГц, будут также использоваться диапазоны 1800 МГц и 2,5 ГГц. Ранее вице-премьер Максим Акимов, докладывая Президенту России Владимиру Путинуо данном проекте, сообщил, что сеть LTE для социально-значимых объектов будет мультидиапазонной.

Кроме того, Акимов предложил назначить «Ростелеком» единым исполнителем в части подключения социально-значимых объектов по сетям LTE. Это связано с наличием у «Ростелекома» и Tele2 необходимых частот.

Ожидается, что сеть LTE обеспечит подключение от 40% до 70% СЗО в зависимости от их типа. В то же время подключение к интернету школ и избирательных комиссий с использованием LTE-сети не предполагается.

Бюджет проекта

Согласно федеральному проекту «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика», подключение обозначенных типов социальных объектов к интернету обойдетсяфедеральному бюджету в 2019-21 г в 83 млрд руб. (с учетом отдельного реализуемого «Ростелекомом» проекта по подключению больниц и поликлиник). Отдельно от этого еще 27 млрд руб планируется потратитьна обслуживание СЗО по каналам сети LTE-450.

Олигополия на связи

Встреча президента РФ Владимира Путина с вице-премьером Максимом Акимовым, о которой сообщили 19 апреля, знаменует старт очередного этапа импортозамещения на телеком-рынке. Вице-премьер предложил ввести «довольно жесткие» правила локализации оборудования для сетей связи нового поколения 5G. Здесь есть за что бороться: по словам вице-премьера, на строительство таких сетей будет затрачено около 650 млрд руб. Российские производители смогут претендовать на часть этого бюджета.

«Мы бы не хотели, чтобы все эти деньги или значительная их часть были отданы зарубежным вендорам — поставщикам оборудования, это так называемая большая тройка олигополии: Cisco, Huawei и Nokia»,— подчеркнул Максим Акимов.

Список можно расширить: участники рынка, как правило, включают в него и Ericsson. Чиновники уже давно требовали использовать отечественное оборудование в стратегических проектах, а после введения санкций в 2014 году появился повод расширить процесс. Но операторы связи неохотно переходят на российское оборудование — даже в государственном «Ростелекоме» его доля пока невысока.

В этом смысле показателен проект новой мобильной сети для подключения к интернету МЧС, МВД, Росгвардии и социально значимых объектов, которая начала создаваться в этом году. Несмотря на условие использования в ней отечественного оборудования, на первом этапе техника, в том числе планшеты и радиостанции для абонентов, будут закупаться в Китае. Huawei — единственная китайская компания из упомянутой Максимом Акимовым «большой тройки олигополии». Именно ее отечественные производители оборудования чаще всего вспоминают, когда говорят об иностранных конкурентах, в последние пару лет.

В работе со стратегическими заказчиками, среди которых сотовые операторы «большой четверки», Сбербанк и Центробанк, перед Huawei «стоит задача выигрывать контракты любой ценой», уверены собеседники “Ъ”. Чтобы понять стратегию Huawei в России, следует присмотреться к отношениям Китая и США. После того как между этими странами началась торговая война, доступ производителя на крупнейший рынок был фактически перекрыт.

При этом Huawei осталась «заряжена» на экспансию: компания не могла не запланировать к тому моменту инвестиции в производство оборудования для сетей 5G. Когда Huawei осталась у разбитого корыта в США, у нее не было другого выхода, кроме как перенаправить силы на другие регионы, одним из которых и стала Россия.

Конечно, в последние годы Россия и Китай сблизились геополитически, что также помогает Huawei. Но, похоже, и в российско-китайской дружбе придется где-то провести границу, иначе жизнь российских производителей телекоммуникационного оборудования может серьезно осложниться.